|
Женский бокс – знамение времени
18 ноября. Международная федерация любительского бокса
(AIBA) впервые опубликовала мировой женский рейтинг. В нем россиянки
Елена Савельева (весовая категория до 54 кг) и Надежда Торлопова (свыше
81 кг) занимают первые места, Вера Слугина (до 64 кг) значится второй.
В первые десятки входят также Анастасия Белякова и Светлана Косова.
Разумеется, первое чувство – гордость. Наши бьют! Потом
огорчился. Известно, что в большинстве своем нынешние спортивные
обозревателя – косоглазые в сторону Олимпиады 2012. Глянул, и
радость от известия срезу уменьшилась Известно, что на олимпийском
ринге Лондона бои женщин разгорятся в трех весовых категориях: до 51
кг, до 60 кг, до 75 кг. А потому и олимпийским "надежа-бойцом" можно
считать лишь Анастасию Белякову (в мировой десятке она значится пятой).
"Надежа-бойцы", наследницы купца Калашникова… История! Тут я
призадумался. Попытался представить себе: на ринге бойцов-удальцов Анну
Каренину и Татьяну Ларину, Аленушку и Василису Прекрасную. Не вышло.
Разве что Баба-Яга с Кикиморой…
Ладно, шутки в сторону. Поразмышляем на более серьезную тему. В силу
каких обстоятельств технологизированные женские драки оказались на
вершине спортивного Олимпа?
Проще всего ответить: олимпийский спорт находится в прямой зависимости
от милости и поддержки мирового бизнеса. А потому, согласно украинской
пословице: "Танцюй, враже, як пан скаже". Глядеть, как квасят друг
друга представительницы прекрасного пола, – дело занятное.
Конечно, смотря для кого.
Есть возражение. Решение идеологически верное. На протяжении прошлого
века женщины вели решительную борьбу за равные права с мужчинами.
Результат: от "дискриминации" на первых современных ОИ до равенства в
программах последних Игр. Женский марафон, состязания
штангисток-тяжеловесов, женщины – пыхтящие борцы…
Равенство торжествует. Хотя на высокую эстетику все это явно не тянет.
Эстетика родом из культуры. По-своему красивы и грациозны фехтовальщицы
и наездницы, пловчихи и прыгуньи в воду, гимнастки и метательницы
копья. Список можно продолжать, женский спорт берет начало из
культурного прошлого. Женского бокса там не было. Разве что…
Ладно, об этом – потом.
Однако, эстетических пассажей и упреков МОК в меркантильности
недостаточно. Есть вещи более реальные и весомые.
Мир женского бокса сформировался не с подачи Олимпийского комитета. В
течение последних десяти лет женские бои получили феноменальное
развитие. По количеству интернет-информации они далеко опережают все
женские и большинство мужских единоборств.
Давайте-ка пороемся в интернете:
"…Женский бокс подразделяется на профессиональный и
любительский. Обязательным для всех боксерш является ношение
специальных пластиковых протекторов (щитков), предохраняющих грудь.
Наличие щитков, защищающих часть грудной клетки, обусловило некоторую
особенность женского бокса, в котором больше ударов направляется в
голову (!) и меньше по корпусу".
"…Боксерши обычно выступают в футболках различного фасона и
в трусах (а иногда и в рейтузах). Изредка вместо трусов надевают
коротенькую юбочку, что сразу делает зрелище более волнующим. Как и все
виды единоборства, бокс в женском исполнении – более
эмоциональное и азартное зрелище, а острые моменты поединка иногда
сопровождаются выкриками и взвизгами участниц. Ломаный или разбитый нос
и подбитые глаза существенно портят впечатление от женского бокса, хотя
само по себе это зрелище воспринимается как весьма экзотическое".
"…Популярным в США соревнованием по любительскому боксу
среди малоподготовленных женщин являются "бои крутых девушек" (tough
girls fights), или "крепких женщин" (mighty women fights). Эти поединки
бывают весьма азартными и непредсказуемыми и часто транслируются по
телевидению".
"Во многих странах получила распространение такая забава, как женские
боксерские поединки в барах (bar fights). На танцплощадку приглашаются
желающие девушки (часто подвыпившие), им надевают боксерские перчатки,
и под шумное подбадривание и хохот они пытаются мутузить друг друга.
Удары часто приходятся по ягодицам, так как, не привыкшие получать
удары девушки, в момент удара инстинктивно поворачиваются спиной,
искушая нападающую ударить именно в это аппетитное место…"
"…Наконец, широко распространенная разновидность женского
бокса – топлесс-бокс (topless boxing, "бокс без верха"). За
редким исключением, женские топлесс-поединки не имеют соревновательного
элемента, а являются разновидностью стриптиз-шоу."
Думаю, достаточно. Решение МОК по сути дела надстроено над процессами
развивающегося шоу-бизнеса. Сыграет ли это решение в пользу культуры
бокса, не известно.
Мир культуры устроен сложно. Почти одновременно Освальд Шпенглер и
Николай Бердяев различили понятия "культура" и "цивилизация".
Пространство культуры лежит в истории человечества и призвано
обеспечивать его достойное воспроизводство. Цивилизация по сути своей
социокультурна. Она ситуативно распоряжается культурным наследием,
целенаправленно используя собственные спекулятивные новинки. (То, что
выгодно, "круто", "прикольно" и "понтово").
Не удержусь от последнего заимствования из интернета: "Известная
российская чемпионка Зульфия Кутдюсова рассказывала, как в ответ на
вопрос незнакомого парня по поводу ее подбитого глаза: "Что, из-за
мужика подралась?" – она ответила: "Нет, из-за бабок".
В мировой культуре женского бокса нет. В истории цивилизации
– подобное встречалось. Цитирую историка спорта Ласло Куна:
"В годы заката Римской империи славе гладиаторов завидовали даже
амазонки и в погоне за сенсаций, к немалому удовольствию зрителей,
участвовали в поединках в смешанных парах вместе с мужчинами".
МОК следует запросам цивилизации XXI века.
|
|