Женский бокс – знамение времени

18 ноября. Международная федерация любительского бокса (AIBA) впервые опубликовала мировой женский рейтинг. В нем россиянки Елена Савельева (весовая категория до 54 кг) и Надежда Торлопова (свыше 81 кг) занимают первые места, Вера Слугина (до 64 кг) значится второй. В первые десятки входят также Анастасия Белякова и Светлана Косова.

Разумеется, первое чувство – гордость. Наши бьют! Потом огорчился. Известно, что в большинстве своем нынешние спортивные обозревателя – косоглазые в сторону Олимпиады 2012. Глянул, и радость от известия срезу уменьшилась Известно, что на олимпийском ринге Лондона бои женщин разгорятся в трех весовых категориях: до 51 кг, до 60 кг, до 75 кг. А потому и олимпийским "надежа-бойцом" можно считать лишь Анастасию Белякову (в мировой десятке она значится пятой).

"Надежа-бойцы", наследницы купца Калашникова… История! Тут я призадумался. Попытался представить себе: на ринге бойцов-удальцов Анну Каренину и Татьяну Ларину, Аленушку и Василису Прекрасную. Не вышло. Разве что Баба-Яга с Кикиморой…

Ладно, шутки в сторону. Поразмышляем на более серьезную тему. В силу каких обстоятельств технологизированные женские драки оказались на вершине спортивного Олимпа?

Проще всего ответить: олимпийский спорт находится в прямой зависимости от милости и поддержки мирового бизнеса. А потому, согласно украинской пословице: "Танцюй, враже, як пан скаже". Глядеть, как квасят друг друга представительницы прекрасного пола, – дело занятное. Конечно, смотря для кого.

Есть возражение. Решение идеологически верное. На протяжении прошлого века женщины вели решительную борьбу за равные права с мужчинами. Результат: от "дискриминации" на первых современных ОИ до равенства в программах последних Игр. Женский марафон, состязания штангисток-тяжеловесов, женщины – пыхтящие борцы… Равенство торжествует. Хотя на высокую эстетику все это явно не тянет.

Эстетика родом из культуры. По-своему красивы и грациозны фехтовальщицы и наездницы, пловчихи и прыгуньи в воду, гимнастки и метательницы копья. Список можно продолжать, женский спорт берет начало из культурного прошлого. Женского бокса там не было. Разве что… Ладно, об этом – потом.

Однако, эстетических пассажей и упреков МОК в меркантильности недостаточно. Есть вещи более реальные и весомые.

Мир женского бокса сформировался не с подачи Олимпийского комитета. В течение последних десяти лет женские бои получили феноменальное развитие. По количеству интернет-информации они далеко опережают все женские и большинство мужских единоборств.

Давайте-ка пороемся в интернете:

"…Женский бокс подразделяется на профессиональный и любительский. Обязательным для всех боксерш является ношение специальных пластиковых протекторов (щитков), предохраняющих грудь. Наличие щитков, защищающих часть грудной клетки, обусловило некоторую особенность женского бокса, в котором больше ударов направляется в голову (!) и меньше по корпусу".

"…Боксерши обычно выступают в футболках различного фасона и в трусах (а иногда и в рейтузах). Изредка вместо трусов надевают коротенькую юбочку, что сразу делает зрелище более волнующим. Как и все виды единоборства, бокс в женском исполнении – более эмоциональное и азартное зрелище, а острые моменты поединка иногда сопровождаются выкриками и взвизгами участниц. Ломаный или разбитый нос и подбитые глаза существенно портят впечатление от женского бокса, хотя само по себе это зрелище воспринимается как весьма экзотическое".

"…Популярным в США соревнованием по любительскому боксу среди малоподготовленных женщин являются "бои крутых девушек" (tough girls fights), или "крепких женщин" (mighty women fights). Эти поединки бывают весьма азартными и непредсказуемыми и часто транслируются по телевидению".

"Во многих странах получила распространение такая забава, как женские боксерские поединки в барах (bar fights). На танцплощадку приглашаются желающие девушки (часто подвыпившие), им надевают боксерские перчатки, и под шумное подбадривание и хохот они пытаются мутузить друг друга. Удары часто приходятся по ягодицам, так как, не привыкшие получать удары девушки, в момент удара инстинктивно поворачиваются спиной, искушая нападающую ударить именно в это аппетитное место…"

"…Наконец, широко распространенная разновидность женского бокса – топлесс-бокс (topless boxing, "бокс без верха"). За редким исключением, женские топлесс-поединки не имеют соревновательного элемента, а являются разновидностью стриптиз-шоу."

Думаю, достаточно. Решение МОК по сути дела надстроено над процессами развивающегося шоу-бизнеса. Сыграет ли это решение в пользу культуры бокса, не известно.

Мир культуры устроен сложно. Почти одновременно Освальд Шпенглер и Николай Бердяев различили понятия "культура" и "цивилизация". Пространство культуры лежит в истории человечества и призвано обеспечивать его достойное воспроизводство. Цивилизация по сути своей социокультурна. Она ситуативно распоряжается культурным наследием, целенаправленно используя собственные спекулятивные новинки. (То, что выгодно, "круто", "прикольно" и "понтово").

Не удержусь от последнего заимствования из интернета: "Известная российская чемпионка Зульфия Кутдюсова рассказывала, как в ответ на вопрос незнакомого парня по поводу ее подбитого глаза: "Что, из-за мужика подралась?" – она ответила: "Нет, из-за бабок".

В мировой культуре женского бокса нет. В истории цивилизации – подобное встречалось. Цитирую историка спорта Ласло Куна: "В годы заката Римской империи славе гладиаторов завидовали даже амазонки и в погоне за сенсаций, к немалому удовольствию зрителей, участвовали в поединках в смешанных парах вместе с мужчинами".

МОК следует запросам цивилизации XXI века.

(с)